Дубенский

ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА

Гипс является богатством нашего поселка. Из гипса делают цемент, алебастр. Его используют для изготовления шифера, асбестоцементных труб, в медицине, в скульптуре. В металлургии используют в качестве флюсов, в сельском хозяйстве для известкования кислых почв и т.д.
Поселок Дубенский можно назвать детищем индустриализации, развернувшейся в нашей стране в 30 е годы. Только стечение ряда обстоятельств, привело к возникновению поселка.

Название поселка произошло от слова Дубиновка. Гипс из карьера планировалось добывать для Дубиновского алебастрового завода и возить через горы на автомобилях. Название поселка было также Дубенской, Дубиновский гипсовый рудник, Гипс-рудник. В разное время поселок относился к разным районам:Медногорскому, Зиянчуринскому, Саракташскому, Буртинскому, Кувандыкскому, Беляевскому районам. В этом году поселку исполняется 70 лет со дня основания.

Уникальность месторождения Слудной горы в отличном качестве гипса. Из такого гипса делают высокие марки цемента. В других регионах страны такой гипс редок.

Первые поисково-разведочные работы на Дубиновской группе месторождений гипса были начаты в 1932 году. Эти работы имели цель подготовить сырьевую базу для строительства известкового алебастрового заводов при станции Дубиновка. Вопрос о строительстве этих предприятий был поставлен в связи с созданием Блявинского медеплавильного комбината. Однако набирающая темпы индустриализация страны, заставила пересматривать намеченные планы. Уже в 1935 г в связи с начавшимся строительством Орского никелевого комбината встал вопрос об обеспечении его гипсовым флюсом. Поэтому все геологоразведочные работы сосредотачиваются на участках Три карста, впоследствии Старый карьер, Слудная гора (ныне действующий карьер) и Мартышкины ямы - это самые первые разработки. Карьер Мартышка находился ближе к селам Кандуровка, Дубиновка. Название произошло от народного названия птиц «мартышек», которые жили в норах карстовых воронок.
Летом 1937 г по предварительным данным геологической разведки было установлено, что участок Слудная гора по горнотехническим и экономическим условиям разработки наиболее перспективен. Однако отсутствие дороги, соединяющей месторождение с железной дорогой и предстоящий пуск первой очереди Никелевого комбината, побудило руководство Орскникельстроя начать первоначальные добычные работы на участке Мартышкины ямы. Проектное же задание по разработке участка Слудная гора было подписано в 1938 г. Именно в этот период на территории нынешнего поселка Дубенский было построено первое постоянное жилье.
В течение второй половины 1938г и первой половины 1939г население зарождающегося поселка интенсивно пополняется за счет перемещенных лиц и частично молодежью из близлежащих поселков. Разведочные работы на месторождении Слудная гора еще не были завершены, а добыча гипса уже шла на участках Мартышкины ямы и Старый карьер. По условиям отработки и качества гипса они не шли в сравнение с гипсом Слудной горы. Но близость дорог и удобство расположения выдвинули их на разработку в первую очередь. Для скорейшего вовлечения участка Слудная гора в разработку летом 1939г начинается строительство железнодорожной ветки от станции Кандуровка.

Вторая пятилетка и индустриализация СССР породили многие фабрики и заводы, в их числе и Орский никелевый завод. К этому заводу относился вначале наш поселок.

После геологоразведки дирекцией Орко-Никельскроя было выбрано месторождение «Три карста». Сейчас это место известно как Старый карьер, пещера «Подарок». Здесь было основано самое первое поселение в 1937 г. Оно состояло из одного дома, двух бараков, пекарни и магазина. Но летом 1937 г геологическая группа, возглавляемая Красильниковым, выявила другое месторождение гипса «Мартышкины ямы» и туда были перенесены 2 барака и магазинчик. Иванов Михаил.Иванович. был начальник этого карьера. Он жил в доме, где сейчас живут Белозеровы. На Мартышкиных ямах также разработки велись недолго. Гипс здесь добывался ручным способом и отправлялся на ст. Кандуровка на машинах. Здесь была эстакада для погрузки в вагоны. В1938г было установлено, что месторождение «Слудная гора» имеет преимущества (меньше наносов, возможность ведения открытых работ, качество гипса…) Главникельолово утвердил новый проект по разработке г. Слудной. Гора имела высоту 228 м над уровнем моря. Находилась в Зиянчуринском районе (с лета 1959 г. в Буртинском.) Первоначально, исходя из запасов и потребления гипса, срок существования рудника был определен в 13-14 лет, а глубина отработки до горизонта 170 м. По техническому проекту 1938 г для освоения месторождения предусматривалось строительство преимущественно производственных зданий и сооружений, но так как для успешного функционирования рудника требовалось много специалистов, приходилось уделять больше внимания строительству жилья и объектов социального назначения.
Уже осенью приступили к вскрышным работам. Землю и породы вывозили на лошадях и верблюдах. Забивали колышки по границе разработок. Работали в 3 смены. В каждой смене работали до 6 бригад. Кроме того, еще работали «грабари» на собственных лошадях. Они возили гипс и землю. Кроме того, к работе часто привлекали слесарей и других рабочих. Месячный план в 10000 тонн гипса выполняли успешно. Хотя после взрывных работ все делалось вручную. Первые рабочие размещались в первоначальных жилищах-палатках. Палатки были: 1 ряд там, где сейчас въезд-спуск в карьер, 2 ряд – конец Первомайской улицы (к Дробилке). Затем строились деревянные бараки для рабочих. Они были на месте нынешнего больничного сада. Как сообщали старожилы (Журавлев А) в них было тесно и холодно. Из числа первых строителей Корабельщикова Полина Федоровна. Работала на стройке поселка с 15 лет. Строительство поселка возглавлял инженер Цветаев. Главный инженер Сергеев, прораб Растяев, инженер по строительству железной дороги Казанцев. Позже строительство в поселке возглавлял Ленин, однофамилец В.И.Ленина. Он также был небольшого роста и лысый. Клепиков был инженер по электричеству. Секретарь в конторе Яковлева Лидия Евгеньевна. Потом она была репрессирована. Лушников А.– первый председатель поссовета. Начальник карьера – Ветров.

Семилетняя школа была готова к занятиям к 1 сентября 1939 г. Школа находилась там, где сейчас находится клуб. Здание барачного типа, состоявшее из 7 классных комнат и учительской. По просьбе ее директора Мочалина Н.И. собирается собрание коммунистов Рудника и Стройки о выделении средств школе. Собрание решило выделить двух техничек за счет стройки и двух за счет рудника, также стройка выделила дров, а рудник угля школе. Объединенное партсобрание также обратилось с ходатайством к нач. Никелькомбината т.Маменину с просьбой выделения средств на приобретение учебно-наглядных пособий и мебели. На выделенные аккредитивом 18000 рублей были приобретены 60 парт, 7 столов, 12 стульев, 12 шкафчиков, буфетный и комодный шкаф. На 10000 рублей учебно-наглядные пособия по предметам. ? учащихся жили в селах, а ? учащихся жили в новом поселке.

Население рудника в начале размещалось в 2 бараках и землянках самостройщиков. Само рудуправление до февраля 1940 г. находилось в Кандуровке, поэтому и его служащие подвозились каждый день на работу. Двухэтажный дом напротив станции в Кандуровке принадлежал руднику. Зимой 1939-40 г. быстрыми темпами шла стройка поселка.
Великая Отечественная война внесла крутой перелом в развитие поселка, резко ускорились темпы строительства поселка и освоения месторождения. Благодаря этому, уже в 1941 году Дубиновский гипсовый рудник вышел на плановую мощность в 250 тыс. тонн гипса в год.

В войну также стройка не прекращалась, так как стройматериалов до войны завезли очень много. В войну начальник рудника был Поваляев, механиком был Таран. На поселок в войну была наложена бронь. Построен был первый 2 этажный дом, заложили фундаменты еще для трех. С 1939по 1940 г. строили железную дорогу. Прислали три мотовоза: 2 в карьер, 1 на стройку. На них работали Чернов Николай и Ратушин Иосиф. Мотовозы возили платформы с гипсом. Начальник желдорцеха был т. Масюкин. 9 февраля 1941г. прибыл первый паровоз. Машинистом работал Федосеев Ефим и др. В 1940 и начале 1941 развернулось строительство дома №1, №2, бани с котельной. Построено было рудуправление барачного типа, далее там был медпункт до 1958 г., далее ветлечебница, в1962 г. была комната под швейную мастерскую. С конца 80-х годов здание разрушено. С восточной стороны ныне стоящего клуба был вход. Там вначале бел детсад.
Летом 1941 г. были построены 3,4,5,7дома, столовая. Приступили к строительству электростанции (она вначале была в маленьком здании), автогаража, школы, депо, но началась война. Лучшие рабочие ушли на фронт. Несмотря ни на что эти объекты все же были достроены зимой 1941г. Рабочие в годы войны переносили много тяжестей: нехватало хлеба, продуктов. Были введены продуктовые карточки. Работал карьер сутками в 3 смены. В случае отказа экскаватора (первый трофейный пришел в 1942 г.), собирали рабочих всех смен и вели погрузку вручную. План 18000 т в месяц всегда выполняли. Лучшие стахановцы, перевыполнявшие нормы: забойщик Астафьев А, машинисты Курлаев, Юлтынов. После войны поселок преобразился. Были построены: помещение рудуправления (1947), пекарня. Если до войны паровое отопление было в 3 домах, то после войны во всех. В карьере проложили вторую ветку железной дороги.

В 1954 году начали строить водотрассу от резервуара до насосной станции. Все работы выполнялись вручную, а это более 3 километров. Траншеи копали в основном женщины. Среди них Дудина Т.И. В1953 году начали строить железную дорогу от желдорцеха в карьер.

В 1959 г. всеми работами руководил Клюжин. Были разбиты 2 садика – школьный и общий, посадили много деревьев возле домов. 1958г – сдали в эксплуатацию детсад и больницу. Процесс всех работ на руднике осуществлялся посредством цехов. Желдорцех – нач. Белоклоков, мехцех – нач. Гнеушев А, карьер – инженер Ларькин ВА, электроцех – Косарев Н, нач. рудника Мальцев, парторг – Портнов. Годовой план отгрузки гипса - 350000 тонн.